Поиск на сайте

Поиск на сайте

Общие правила проведения инвентаризации автотранспорта

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Законом о бухгалтерском учете определены следующие случаи обязательного проведения инвентаризации:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (при этом согласно п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года);

- при смене материально-ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания по инвентаризации).

В соответствии с п. 3.1 этого документа до начала инвентаризации основных средств (в частности, автотранспорта) рекомендуется проверять:

- наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

- наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

- наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистры бухгалтерского учета или техническую документацию вносятся соответствующие исправления и уточнения.

При инвентаризации автотранспортных средств комиссия производит их осмотр и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели. При выявлении автотранспортных средств, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия включает в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Автотранспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Автотранспорт, находящийся в момент инвентаризации вне места нахождения организации (в дальних рейсах, отправленный в капитальный ремонт и т.д.), инвентаризуется до момента его временного выбытия.

На объекты автотранспорта, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.д.).

Одновременно с инвентаризацией собственных автотранспортных средств проверяются арендованные автомашины с составлением отдельной описи, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов в аренду.

В соответствии с п. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

Общий порядок отражения на счетах бухгалтерского учета выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета установлен п. 3 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете. В соответствии с вышеуказанной нормой Закона выявленные расхождения отражаются в учете в следующем порядке:

- излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;

- недостача имущества относится на счет виновных лиц. Если же виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.

      Смотрите также

      Учет порчи автотранспорта по вине работника
      Сохранность автотранспортного средства в процессе его эксплуатации во многом зависит от квалификации водителя. Однако даже имея в своем штате квалифицированных и опытных водителей, организация не ...

      Аренда специальных помещений
      Сдача в аренду специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей в соответствии со ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" отн ...

      Безвозмездное получение автотранспорта
      Пунктом 10 ПБУ 6/01 установлено, что первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принят ...