Объективные причины различий национальных систем бухгалтерского учета
Различия национальных систем бухгалтерского учета вызваны объективными обстоятельствами. Перечислим те из них, которые, на наш взгляд, представляются наиболее важными.
1. Влияние теоретических концепций бухгалтерского учета, доминирующих в стране. Системы национальных стандартов базируются на определенных научных концепциях. В различных странах при этом могут доминировать разные концепции, что определяет и разницу в подходах к созданию стандартов. Например, в основе концепции бухгалтерского учета в США в настоящее время лежит рассмотренная нами ранее позитивная теория, отрицающая оценочные суждения и уделяющая большое внимание финансовым потокам фирмы. В Нидерландах наибольшую популярность имеет иной подход: "экономика для бизнеса". В основе данного подхода лежат работы Теодора Лимперга, в которых он обосновывал оценки через восстановительную стоимость; эта теория развивалась не в ответ на инфляционные проблемы, а на основе экономической науки. Национальная система бухгалтерского учета в России в период социализма находилась под жестким прессом теорий политэкономии. В настоящее время на формирование отечественной системы бухгалтерского учета оказывает большое влияние Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, ориентирующая на получение достоверной информации о деятельности предприятий, полезной для пользователей.
2. Расстановка политических сил в обществе. Стандартизация бухгалтерского учета в обществе все больше тяготеет к политическим явлениям. Принятие той или иной системы бухгалтерского учета имеет экономические последствия, которые могут быть выгодны или невыгодны тем или иным влиятельным группам общества. Доминирование различных политических сил в стране оказывает влияние на решения в области стандартизации бухгалтерского учета. Например, высокая степень унификации учета характерна для стран, где государство существенно влияет на экономику. При административно-командной системе в нашей стране была иная система бухгалтерского учета, чем та, что потребовалась на этапе перехода к рыночной экономике.
3. Общая экономическая ситуация в стране. Регламентация бухгалтерского учета может осуществляться и с целью регулирования экономических проблем общества. Правительство может поддержать те стандарты бухгалтерского учета, которые поощряют или, напротив, препятствуют использованию компаниями тех или иных методов учета затрат на производство, начисления амортизации, учета обязательств и т.д. Это особенно сказывается в тех странах, где налоговая система мало стимулирует экономическую эффективность налоговых платежей, а налогоплательщик не информируется или дезинформируется об использовании сумм налогов на всех уровнях управления. Еще один аспект - уровень инфляции в стране. Высокий уровень инфляции может привести к созданию так называемой инфляционной бухгалтерской системы, при которой необходимы частые переоценки показателей отчетности. Примеры инфляционных бухгалтерий имеются в некоторых странах Латинской Америки [28].
4. Пользователи финансовой информации и цели, которые они ставят перед собой. Информация, содержащаяся в финансовой отчетности предприятий, отвечает потребностям определенных групп пользователей. От того, интересы каких именно пользователей доминируют в стране, зависит набор показателей, раскрываемых в финансовой отчетности. Например, в США и Великобритании превалируют интересы инвесторов, в ряде европейских стран - кредиторов. Во многих странах превалируют интересы государственных, особенно налоговых, органов. Доминирование тех или иных пользователей финансовой информации при установлении набора показателей финансовой отчетности во многом зависит от основных источников финансирования компаний. Ориентированность компаний США и Великобритании на капитал инвесторов обусловливает приоритет данной группы пользователей перед другими. Напротив, финансы многих европейских компаний в большей степени зависят от кредитов банков.
5. Национальные исторические традиции. Национальные системы бухгалтерского учета формировались в течение длительного времени по-разному в каждой стране. Общей тенденцией их развития является непрерывное изменение и совершенствование, однако человеческому обществу, как известно, свойственно стремление сохранить прежние традиции. Так, национальные стандарты стран Европы, имеющих давние традиции, существенно различаются между собой. В то же время многие из стран, тесно связанных с США, часто используют национальные американские стандарты бухгалтерского учета GAAP.
Таким образом, наличие упомянутых объективных причин, вызывающих различия в национальных системах бухгалтерского учета, существенно препятствует их стандартизации на международном уровне. И все-таки реальность состоит в том, что различия в национальных бухгалтерских стандартах можно обойти, если выделить группы стран с похожими культурными и экономическими традициями и подходами к системе бухгалтерского учета и отчетности. Это станет залогом успеха в объединении национальных систем бухгалтерского учета, в первую очередь через классификацию их по ряду определяющих оснований.
Смотрите также
Учет инвестиций в ассоциированные компании в соответствии с МСФО 28
МСФО 28 приводит следующее определение ассоциированной (лат. assotiatio - соединение)
компании: ассоциированная компания - это компания, на деятельность которой инвестор
оказывает существенное вли ...
Содержание отчета о прибылях и убытках в соответствии с международными
стандартами
Международные стандарты не предписывают определенного формата отчета о прибылях
и убытках, однако рассматривают ряд вопросов, связанных с его представлением. МСФО
1 определяет:
минимальные требов ...
Подписка
Для целей налогообложения прибыли расходы налогоплательщика на оплату подписки,
не относящейся к подписке на нормативно-техническую литературу, используемую в производственных
целях (п. 29 ст. 270 ...