Объекты социально-культурной сферы
Отнесение имущественных объектов организаций к социально-культурной сфере осуществляется исходя из их фактического использования организацией для ведения соответствующего вида деятельности.
Для целей бухгалтерского учета перечень объектов социально-культурной сферы приведен в комментарии к счету 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. В перечень включены детские дошкольные учреждения (сады, ясли), дома отдыха, санатории и другие учреждения оздоровительного и культурно-просветительного назначения, столовые и буфеты, пошивочные и другие мастерские бытового обслуживания, состоящие на балансе организации, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.
Затраты на содержание отдельных объектов социально-культурной сферы в бухгалтерском учете осуществляются в соответствии с утвержденной руководителем организации сметой, включающей в себя статьи доходов (поступлений) и расходов. Например, смета на содержание яслей и детских садов может иметь следующую номенклатуру статей:
1. Поступления (доходы): плата родителей (полная или частичная) и средства организации.
2. Расходы: оплата труда работников с начислениями ЕСН, страховых взносов в ПФР и страховых взносов в ФСС России на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, хозяйственные расходы, расходы на питание, приобретение оборудования и инвентаря, обучающие материалы, прочие расходы.
Услуги от деятельности объектов социально-культурной сферы могут передаваться своим сотрудникам, членам их семей, а также сторонним потребителям как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
Пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н, установлено, что в случае передачи таких услуг на возмездной основе организация имеет право самостоятельно признавать поступления от оказания услуг доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями (внереализационными доходами) с учетом характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.
Объекты социально-культурной сферы могут осуществлять самостоятельную коммерческую деятельность. В этом случае ее результаты будут рассматриваться как результаты по обычному виду или предмету деятельности данной организации.
В налоговом законодательстве приведен свой перечень объектов социально-культурной сферы. Статьей 275.1 НК РФ для целей налогообложения прибыли к объектам социально-культурной сферы отнесены объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
Для целей налогообложения прибыли объекты социально-культурной сферы, как и в бухгалтерском учете, относятся к обслуживающим производствам и хозяйствам.
Налогообложение прибыли от реализации услуг от деятельности указанных объектов зависит от того, является ли данный объект обособленным подразделением организации, кто является потребителем таких услуг (сторонние потребители или свои работники) и каков характер предоставления таких услуг (возмездный или безвозмездный).
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности на основании ст.275.1 НК РФ. Такая налоговая база определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
Если объект социально-культурной сферы является обособленным подразделением организации, прибыль от реализации его услуг облагается налогом на прибыль в составе общей суммы прибыли, полученной организацией в отчетном периоде.
Для убытка, полученного от деятельности объектов социально-культурной сферы, нормами главы 25 НК РФ предусмотрен особый порядок учета. Убыток, полученный обособленным подразделением от деятельности, связанной с использованием объектов социально-культурной сферы, признается для целей налогообложения прибыли (полученной от основной деятельности) при одновременном соблюдении следующих условий:
√ стоимость услуг, оказываемых организацией, которая осуществляет деятельность, связанную с использованием объектов социально-культурной сферы, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, которые осуществляют аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;
√ расходы на содержание объектов социально-культурной сферы не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями (юридическими лицами), для которых эта деятельность является основной;
√ условия оказания услуг организацией существенно не отличаются от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.
Кроме того, порядок признания убытка по объектам обслуживающих производств и хозяйств следует применять только в случае, если данные объекты обособленны территориально.
При невыполнении хотя бы одного из перечисленных условий убыток, полученный организацией от деятельности, связанной с использованием объектов социально-культурной сферы, для целей налогообложения в соответствующем отчетном (налоговом) периоде не учитывается. Он может быть погашен организацией в течение 10 последующих лет, и только за счет прибыли, полученной от деятельности таких объектов.
Десятилетний срок считается предельно допустимым. На практике это означает, что если, например, в 2003 году от деятельности объекта социально-культурной сферы будет получено достаточно прибыли для погашения убытка 2002 года, убыток может быть погашен сразу в полном объеме.
Таким образом, при невыполнении приведенных выше условий убыток, полученный от деятельности объектов социально-культурной сферы, являющихся обособленными подразделениями организации, не должен уменьшать прибыль от обычных видов деятельности организации.
Например, фитнесс-центры, конно-спортивные клубы и прочие объекты социально-культурной сферы являются обособленными подразделениями организации, поскольку удовлетворяют требованиям п.2 ст.11 НК РФ. Однако нередко возникают ситуации, когда, например, тренажерный зал находится на территории организации и не является обособленным подразделением организации. Доходы от услуг тренажерного зала признаются в качестве прочих поступлений. При этом последние не покрывают всех расходов тренажерного зала. Если объекты социально-культурной сферы не являются обособленными подразделениями организации, убыток от их деятельности организация вправе учитывать при налогообложении прибыли. Главой 25 НК РФ не предусмотрены требования о соблюдении перечисленных выше условий в подобных случаях.
Рассмотрим ситуацию, когда объект социально-культурной сферы не является обособленным подразделением и при этом не предоставляет услуги на сторону.
Например, на территории организации расположен тренажерный зал. Он не является обособленным подразделением организации и при этом не предоставляет услуги на сторону. Работники посещают зал бесплатно, соответственно доходов от деятельности тренажерного зала нет. Расходы на содержание тренажерного зала составляют 200 000 руб. в месяц. Учет посещения работниками тренажерного зала не ведется.
Расходы в виде стоимости безвозмездно переданных услуг и расходы, связанные с такой передачей, при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не учитываются (п.16 ст.270 НК РФ). Таким образом, расходы на содержание тренажерного зала в целях налогообложения прибыли не принимаются.
В составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, признаются также расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях (пп. 32 п.1 ст. 264 НК РФ). Эти расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности организации. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, организация вправе применять порядок определения расходов на содержание названных объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и на территориях, подведомственных указанным органам.
Нормами ст.275.1 НК РФ установлен также особый порядок принятия расходов на содержание объектов социально-культурной сферы для градообразующих организаций.
На основании ст.132 Федерального закона от 08.01.98 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции от 21.03.2002 № 31-ФЗ) градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.
Если налогоплательщик является градообразующей организацией в соответствии с законодательством РФ и имеет на балансе объекты социально-культурной сферы (не обязательно обособленные), не приносящие доход, он вправе принять для целей налогообложения прибыли фактически осуществленные расходы на содержание таких объектов, но в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика.
Если органами местного самоуправления нормативы не утверждены, градообразующие организации вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам. Если объекты социально-культурной сферы находятся на территории иного муниципального образования, чем организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.
Если объекты социально-культурной сферы, находящиеся на балансе градообразующих организаций, получают выручку от реализации работ (услуг) от их деятельности, расходы по ним принимаются для целей налогообложения в общеустановленном порядке (без применения норм).
Сумма убытка по объектам социально-культурной сферы градообразующих организаций в части, превышающей предельный размер расходов, не учитывается в целях налогообложения прибыли (п.13 ст.270 НК РФ).
Градообразующие организации обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к объектам социально-культурной сферы.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается передача на территории РФ товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд. При приобретении товаров (работ, услуг), расходы по которым не принимаются к вычету (в том числе амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль, подлежат налогообложению по ставке 18 процентов, а уплаченный поставщикам и подрядчикам налог принимается к вычету.
В том случае, если товары (работы, услуги) используются в деятельности того, подразделения, которое их приобрело, и расходы по данным товарам (работам, услугам) не учитываются при налогообложении прибыли, то НДС уплаченный поставщикам и подрядчикам не возмещается. При этом данные товары (работы, услуги) НДС в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ также не облагаются.
Смотрите также
Отчет о движении денежных средств
В отчете о движении денежных средств раскрывается информация об изменении денежных средств предприятия за отчетный период, классифицированная как потоки денежных средств от операционной, инвестицион ...
Переоценка стоимости основных средств
Переоценка основных средств (группы однородных объектов основных средств) по
восстановительной (текущей) стоимости путем индексации или прямого пересчета по
документально подтвержденным рыночным ц ...
Комплект форм финансовой отчетности по МСФО и российским нормативным документам
Общие требования МСФО к формам финансовой отчетности. В международных стандартах
уделяется немало внимания формам финансовой отчетности. Общие подходы к ним изложены
в МСФО 1 "Представление ф ...