Цены, торговые наценки, оценка товарных запасов
Ценовая политика торговой организации зависит от многих факторов. Это и начальный капитал, и конкурентоспособность, и социальная ориентированность и многое другое. Но в любом случае торговая надбавка (наценка) как элемент цены товара должна обеспечивать не только возмещение затрат по продаже товаров, но и получение прибыли.
Общие положения о цене товара установлены также ГК РФ, в частности ст. 485:
«1) покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, либо, если она договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, по цене, определяемой в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ, а также совершить за свой счет действия, которые в соответствии с законом, иными правовыми актами, договором или обычно предъявляемыми требованиями необходимы для осуществления платежа;
2)когда цена установлена в зависимости от веса товара, она определяется по весу нетто, если иное не предусмотрено договором купли-продажи;
3)если договор купли-продажи предусматривает, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимости, затрат и т. п.), но при этом не определен способ пересмотра цены, цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара. При просрочке продавцом исполнения обязанности передать товар цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара, предусмотренный договором».
ГК РФ предусматривает ситуацию, когда по каким-либо причинам цена товара не может быть определена исходя из условий договора. В этом случае следует руководствоваться п. 3 ст. 424 ГК РФ. «_В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги».
Рассмотренная статья ГК РФ относится главным образом к обязанности покупателя произвести оплату товара. Что касается исполнения покупателем этой обязанности, изменения цены и прочих обстоятельств, связанных с ценой товара, статья прямо указывает на то, что они могут и не соответствовать ее условиям, если иное предусмотрено договором купли-продажи, другими законодательными и гражданско-правовыми актами. Иными словами, данная статья действует, так сказать, по умолчанию, если затрагиваемые в ней вопросы, связанные с ценой товара, не урегулированы с помощью других документов, в том числе договора купли-продажи (поставки). Например, если в условиях договора сказано, что вес товара принимается с учетом тары (вес брутто) или что продавец принимает на себя все расходы, связанные с произведением оплаты товара, кроме непосредственно его стоимости, эти условия будут иметь силу, несмотря на то что ст. 485 предполагает иное.
Теперь подробнее о том, как формируется и как отражается в бухгалтерском учете предприятия торговая наценка. Совершенно ясно, что правильное формирование торговой наценки - процесс очень важный, так как, с одной стороны, организация должна при продаже товара покрыть все свои затраты, связанные с продажей, и получить прибыль, а с другой, - не завысить излишне цену товара, чтобы она не стала неконкурентоспособной. В целом, торговая наценка
- это разница между ценой продажи и ценой покупки товара. Минимум размер торговой наценки должен покрывать затраты на продажу товара - это в случае, если продажа товара не приносит прибыли, но, по крайней мере, не приносит и убытка. Бывают и такие ситуации. Уменьшение торговой наценки ниже этого минимума ведет к торговле в убыток и имеет своей целью стремление хотя бы свести этот убыток к минимуму. Как правило, к этой мере организация прибегает в случаях, когда продажа товара с наценкой, включающей затраты на его продажу и прибыль, становится невозможной. В этом случае, конечно, лучше продать товар с убытком (или без прибыли), чем не продать его вообще.
Смотрите также
Отражение запасов в отчетности
В отчетности запасы предприятия на конец периода должны отражаться по правилу
низшей из двух оценок: себестоимости или рыночный цены (lower of cost or market
- LCM). (Методы расчета себестоимости ...
Выдача гарантий в иностранной валюте
При выдаче по просьбе клиентов банковских гарантий для обеспечения внешнеэкономических
сделок кредитные организации руководствуются Унифицированными правилами по договорным
гарантиям (публикация М ...
Коэффициенты рентабельности (прибыльности) и эффективности (оборачиваемости)
Рентабельность активов (return on assets) - наиболее часто
используемая мера прибыльности компании. Этот коэффициент отражает способность активов
компании генерировать чистую прибыль, показывает, ...