Учет основных средств и нематериальных активов
Пример
. Организация получила от одного из учредителей в качестве вклада в уставный капитал исключительные права на изобретение.
Стоимость вклада, согласованная учредителями и подтвержденная независимым оценщиком, составляет 200 000 руб.
Организацией оплачен регистрационный сбор в сумме 2500 руб. за перерегистрацию исключительного права на изобретение.
В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующими проводками:
Дебет счета 75/1 – Кредит счета 80 – 200 000 руб. – отражена сумма задолженности участника по вкладу в уставный капитал;
Дебет счета 08/5 – Кредит счета 75/1 – 200 000 руб. – отражена передача вклада;
Дебет счета 08/5 – Кредит счета 51 – 2500 руб. – оплачен регистрационный сбор;
Дебет счета 04 – Кредит счета 08/5 – 202 500 руб. – исключительные права на изобретение на дату регистрации зачислены в состав нематериальных активов.
Оформление первичных документов при постановке на учет нематериальных активов.
Следует обратить особое внимание на правильное и полное оформление всех необходимых первичных документов, поскольку они являются не только основанием для отражения соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета, но и служат подтверждением совершения хозяйственных операций, которые тем или иным образом учитываются для целей налогообложения.
Например, если в организации отсутствуют первичные учетные документы, подтверждающие получение нематериальных активов, использование их при изготовлении продукции (или управлении), либо из них не следует, что нематериальные активы использовались в производственном процессе, то у организации нет достаточных оснований для включения амортизации, начисленной по таким нематериальным активам, в затраты по изготовлению продукции (выполнению работ, оказанию услуг).
В соответствии с п.5 ПБУ 14/2000 единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект, которым признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т. п.
Поэтому основным документом, необходимым для принятия нематериального актива к учету, является документ, подтверждающий право организации на владение и распоряжение данным активом. Таким документом может быть патент, свидетельство, договор и т. п.
Первичные учетные документы, применяемые для оформления операций с нематериальными активами, должны удовлетворять требованиям ст.9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Госкомстатом России, на который возложены обязанности по разработке и утверждению форм первичной учетной документации, к настоящему времени утверждена только форма карточки учета нематериальных активов N НМА-1 (см. Постановление Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71a).
Другие формы первичных учетных документов для оформления операций с нематериальными активами Госкомстатом России не утверждены. Поэтому организации при необходимости самостоятельно разрабатывают формы первичной документации исходя из требований законодательства по бухгалтерскому учету.
Амортизация нематериальных активов
. Стоимость нематериальных активов (НМА) погашается частями в течение всего времени их использования в организации посредством начисления амортизации (п.14 ПБУ 14/2000).
Смотрите также
Учет договоров подряда
Учет договоров подряда регламентируется МСФО 11 "Договоры подряда". Российский
аналог этого стандарта - ПБУ 2/94 "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство".
Опре ...
Представительские расходы
Представительские расходы – это затраты фирмы по приему и обслуживанию представителей
других предприятий, участвующих в переговорах для установления и поддержания сотрудничества,
а также участнико ...
Затраты по изготовлению и приобретению бланков
Затраты по изготовлению, приобретению и пересылке бланков подлежат списанию на
расходы кредитной организации после получения бланков по счету 70209 "Другие расходы"
символ 29304 "Ра ...