Оценка нематериальных активов
В соответствии с МСФО 38 объекты нематериальных активов первоначально оцениваются по фактической себестоимости, в которую включаются:
- покупная цена;
- импортные пошлины;
- невозмещаемые налоги;
- гонорары за юридические услуги;
- иные затраты, непосредственно относящиеся к подготовке актива к использованию.
Фактическая себестоимость внутренне созданного нематериального актива (промышленного образца, модели) определяется суммой затрат, связанных с его созданием:
- на материалы, использованные при создании нематериального актива;
- на заработную плату работникам, непосредственно занятым в создании актива;
- регистрационные сборы и пошлины;
- иные затраты, необходимые для создания указанного актива.
При этом, однако, могут капитализироваться только те затраты, которые имели место с момента удовлетворения создаваемого объекта приведенным выше критериям признания его в качестве нематериального.
В некоторых случаях в силу специфических особенностей отдельных видов нематериальных активов для определения их фактической себестоимости требуются специальные приемы и методы.
Одним из достаточно сложных является вопрос надежной оценки торговой марки. Во сколько, например, можно оценить торговую марку компании "Кока-кола"? По данным, опубликованным в августе 2004 г. в журнале "Бизнес уик", консалтинговая компания "Интербренд" включила "Кока-колу" в список 100 наиболее дорогих торговых марок, оценив ее в 67,39 млрд долл. Однако следует ли согласиться с оценкой, предложенной компанией "Интербренд", той организации, которая покупает торговую марку "Кока-колы"?
В соответствии с требованиями МСФО 38 и МСФО (IFRS) 3 для надежной оценки торговой марки следует проанализировать, каким образом владение этим активом приведет к росту стоимости компании. Наличие торговой марки обеспечивает более высокую прибыльность компании благодаря росту доходов или снижению затрат, поэтому все методы оценки основаны на определении роста прибыльности компании и включают:
- метод, основанный на оценке увеличения операционной прибыли;
- метод, основанный на оценке экономии лицензионной платы;
- метод, основанный на рыночной цене.
Метод, основанный на оценке увеличения операционной прибыли, предусматривает определение стоимости торговой марки на основе сравнения дополнительной прибыли, получаемой компанией, владеющей торговой маркой, с прибылью аналогичных компаний, не обладающих ею. Дополнительную прибыль можно подсчитать разными способами, например, сравнивая прибыль от продаж, доходность оборотного капитала компании с торговой маркой с результатами деятельности аналогичных компаний без торговых марок. Стоимость торговой марки определяется на основе расчета суммы увеличения операционной прибыли и дисконтирования ее с учетом текущих цен.
Следует отметить, что дополнительная прибыль должна быть обусловлена именно наличием торговой марки, а не являться следствием роста эффективности производства или торговой сети. Кроме этого, эффективность данного метода определяется возможностью найти для сравнения компанию, аналогичную исследуемой по своим параметрам.
Метод, основанный на оценке экономии лицензионной платы, основан на предположении, что в случае отсутствия у компании торговой марки ей пришлось бы нести дополнительные расходы на лицензии для получения сопоставимой прибыльности капитала. Выгода от лицензии на торговую марку заключается и в возможности продать ее, если компания не будет пользоваться ею в дальнейшем. Стоимость торговой марки рассчитывается как выгода от обладания ею и освобождения от лицензионных расходов. Эффективность применения данного метода во многом зависит от правильности определения величины лицензионной платы.
Метод, основанный на рыночной цене, позволяет оценить торговую марку в соответствии с ценой продажи сопоставимых активов. Пусть, например, торговая марка потребительского товара была продана по цене, эквивалентной 1,4 годового объема продаж. Стоимость сопоставимой торговой марки может быть рассчитана на основе годового объема продаж с использованием аналогичного коэффициента. Многие специалисты считают, что это лучший метод, так как он позволяет определить реальную рыночную стоимость нематериального актива.
Стоимость деловой репутации, приобретенной при покупке другой организации, определяется как превышение стоимости покупки приобретаемой компании над справедливой стоимостью приобретенных активов и обязательств. При этом справедливая стоимость - это сумма, на которую можно обменять актив при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию сторонами. МСФО (IFRS) 3 требует первоначальной оценки покупателем активов и обязательств приобретаемой компании по справедливой стоимости на дату приобретения. В случае превышения стоимости покупки над справедливой стоимостью приобретаемых активов и обязательств возникает положительная деловая репутация. Отрицательная деловая репутация, возникающая в случае превышения справедливой стоимости приобретаемых активов и обязательств над стоимостью покупки, должна немедленно признаваться в качестве дохода в отчете о прибылях и убытках.
Справедливая стоимость используется также для оценки нематериальных активов, приобретенных в обмен на другие активы. Себестоимость их оценивается по справедливой стоимости полученного актива, которая эквивалентна справедливой стоимости переданного актива, скорректированной на сумму переданных денежных средств.
В отношении последующей оценки нематериальных активов МСФО 38 разрешает два подхода:
- основной, в соответствии с которым нематериальные активы должны учитываться по их первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации;
- допустимый альтернативный, состоящий в том, что нематериальные активы должны учитываться по переоцененной стоимости, являющейся их справедливой стоимостью на дату переоценки, за вычетом накопленной амортизации.
Таким образом, МСФО 38 допускает переоценку нематериальных активов в качестве альтернативного подхода к их последующей оценке.
В случае обесценения нематериальных активов МСФО 38 предусматривается их обязательная уценка. Порядок определения суммы снижения стоимости объекта нематериальных активов регламентируется МСФО 36 "Обесценение активов", требования которого уже были рассмотрены в разделе "Учет основных средств".
Напомним, что в случае обесценения, обусловленного значительными изменениями технологии, экономических условий, конъюнктуры рынка, моральным устареванием актива и другими обстоятельствами, балансовая стоимость актива должна уменьшаться до возмещаемой стоимости, если последняя окажется меньше балансовой. Возмещаемая стоимость определяется как большее из двух значений: чистой продажной цены актива и ценности его использования. При этом ценность использования определяется как дисконтированная стоимость потоков денежных средств, ожидаемых от дальнейшего использования актива и от его выбытия в конце срока полезного использования.
В соответствии с МСФО 36 на каждую дату составления финансовой отчетности компания должна оценивать наличие признаков, указывающих на возможное обесценение объектов нематериальных активов, к которым относятся следующие:
- в течение отчетного периода рыночная стоимость актива уменьшилась существенно больше, чем ожидалось;
- в течение отчетного периода произошли или ожидаются в ближайшем будущем существенные изменения технологических, экономических или юридических условий;
- произошли существенные изменения ставки дисконта, которая используется для определения возмещаемой стоимости актива;
- имеются доказательства морального устаревания актива;
- ряд других признаков.
При наличии каких-либо из перечисленных признаков балансовая стоимость нематериальных активов, подвергшихся обесценению, должна быть уменьшена до возмещаемой стоимости.
Исключением из общего порядка является последующая оценка деловой репутации и нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования. В соответствии с МСФО (IFRS) 3 и действующей с 1 января 2005 г. новой редакцией МСФО (IAS) 36 нематериальные активы с неопределенным сроком полезного использования и деловая репутация, срок полезного использования которой всегда считается неопределенным, подлежат тестированию на обесценение ежегодно (или более регулярно) вне зависимости от наличия каких бы то ни было признаков возможного обесценивания.
Важное изменение, введенное в недавнем времени Правлением Комитета по МСФО, коснулось последующего учета деловой репутации. В соответствии с МСФО (IFRS) 3 в последующем учете (после первоначального признания) деловая репутация должна оцениваться по себестоимости за минусом накопленных убытков от обесценения. Следовательно, деловая репутация не амортизируется, а вместо этого проводятся ежегодные (или более регулярные) тесты на обесценение.
В соответствии с ПБУ 14/2000 нематериальные активы оцениваются по первоначальной стоимости. Регламентации по формированию первоначальной оценки исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в ПБУ 14/2000 и МСФО 38 по существу схожи, поскольку состав затрат, включаемых в первоначальную стоимость этих активов, в целом совпадает. Вместе с тем оценка отдельных видов нематериальных активов в финансовой отчетности российских организаций может отличаться от регламентаций МСФО из-за отсутствия в отечественном законодательстве исчерпывающих рекомендаций по методике определения стоимости таких видов нематериальных активов, как торговые марки, внутренне созданные нематериальные активы. Оценка объекта внутренне созданных нематериальных активов может существенно различаться из-за отсутствия в ПБУ 14/2000 критериев признания затрат на НИОКР в качестве нематериальных активов и неодинаковых требований к моменту начала капитализации затрат по ним.
По-разному регламентируется ПБУ 14/2000 и МСФО 38 оценка деловой репутации. Напомним, что МСФО 38 деловая репутация оценивается как превышение стоимости покупки приобретаемой компании над справедливой стоимостью приобретенных активов и обязательств. ПБУ 14/2000 деловая репутация определяется как разница между покупной ценой организации и стоимостью по балансу всех ее активов и обязательств. Справедливая стоимость объектов может существенно отличаться от их балансовой стоимости, что приводит к расхождению в оценке деловой репутации по российскому и международному стандарту. В последующем учете согласно ПБУ 14/2000 деловая репутация учитывается по остаточной стоимости, равной первоначальной стоимости за минусом накопленной амортизации. В отличие от российского стандарта МСФО (IFRS) 3 и МСФО 38 не предусматривают амортизацию деловой репутации и требуют оценки ее по себестоимости за минусом накопленных убытков от обесценения.
Различаются также способы последующей оценки нематериальных активов. ПБУ 14/2000 регламентирует лишь один способ их оценки после принятия к учету - по первоначальной стоимости, не подлежащей изменению в течение всего жизненного цикла актива. МСФО 38 разрешает два подхода к последующей оценке нематериальных активов: по первоначальной или переоцененной стоимости. Таким образом, МСФО 38 допускает переоценку нематериальных активов, что не предусмотрено отечественным стандартом. Кроме этого, последующая оценка нематериальных активов по ПБУ 14/2000 может существенно отличаться от МСФО 38 ввиду отсутствия в ПБУ 14/2000 регламентации их обязательной уценки в случае обесценения. Вследствие этого оценка нематериальных активов в отечественной отчетности может оказаться завышенной по сравнению с отчетностью, составленной по международным стандартам.
Смотрите также
Подписка
Для целей налогообложения прибыли расходы налогоплательщика на оплату подписки,
не относящейся к подписке на нормативно-техническую литературу, используемую в производственных
целях (п. 29 ст. 270 ...
Порядок списания безнадежной и нереальной для взысканиязадолженности за счет
резерва на возможные потери
Списание с баланса кредитной организации безнадежной и/или нереальной для взыскания
задолженности за счет сформированного по ней резерва на возможные потери производится
в соответствии с процедуро ...
Правила расчетов между подразделениями кредитной организации виностранной
валюте
Требования к установлению правил расчетов в иностранной валюте между подразделениями
кредитной организации определены в п. 1.23 части первой Положения Банка России от
05.12.2002 N 205-П и должны п ...