Поиск на сайте

Поиск на сайте

Коэффициенты рентабельности (прибыльности) и эффективности (оборачиваемости)

Рентабельность активов (return on assets) - наиболее часто используемая мера прибыльности компании. Этот коэффициент отражает способность активов компании генерировать чистую прибыль, показывает, сколько чистой прибыли дает каждый доллар (или иная денежная единица), вложенный в активы. Показатель рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой величине активов (равной сумме активов на начало и конец отчетного периода, деленной на два):

ROA = NP : TAavrg, (7.5)

где ROA - рентабельность активов;

NP - чистая прибыль;

TAavrg - среднегодовая величина активов.

Если числитель и знаменатель (7.5) разделить на величину продаж (S), то данный показатель можно разбить на две части: рентабельность продаж и оборачиваемость активов:

ROA = NP : S х S : TAavrg = ROS х AT, (7.6)

где S - выручка от продаж;

ROS - рентабельность продаж;

АТ - оборачиваемость активов.

Таким образом, рентабельность компании может быть увеличена либо за счет повышения рентабельности продаж (доли прибыли в цене), либо за счет увеличения оборачиваемости активов.

Рентабельность продаж/норма прибыли (return on sale/net profit margin) показывает, сколько чистой прибыли содержится в каждом долларе (или иной денежной единице) продаж. Он широко используется для временного анализа деятельности компании и сравнения компаний различных отраслей:

ROS = NP : S, (7.7)

где ROS - рентабельность продаж;

NP - чистая прибыль;

S - выручка от продаж.

Оборачиваемость активов (assets turnover) показывает, сколько раз должны обернуться активы, чтобы можно было получить данную выручку, или сколько выручки приносит каждый доллар (или иная денежная единица), вложенный в активы:

AT = S : TAavrg, (7.8)

где AT - оборачиваемость активов;

S - выручка от продаж;

TAavrg - среднегодовая величина активов.

Рентабельность продаж может быть рассчитана не только по чистой прибыли, но и с использованием показателей валовой и операционной прибыли. При сравнении трех показателей рентабельности (рентабельности продаж, процента валовой прибыли, процента операционной прибыли) можно определить причины изменения рентабельности продаж.

Процент валовой прибыли (gross profit margin) показывает долю валовой прибыли в цене продукции, характеризуя контроль компании над себестоимостью и способность покрывать остальные расходы:

GPM = GP : S, (7.9)

где GPM - процент валовой прибыли;

GP - валовая прибыль;

S - выручка от продаж.

Процент операционной прибыли (operating profit margin) отражает долю операционной прибыли в цене продукции и показывает рентабельность основной деятельности компании:

OPM = OP : S, (7.10)

где OPM - процент операционной прибыли;

OP - операционная прибыль;

S - выручка от продаж.

Рентабельность собственного капитала (return on equity) показывает, сколько чистой прибыли приносит каждый доллар (или иная денежная единица) собственных средств компании, т.е. рентабельность капитала для акционеров. Сравнение с показателем рентабельности активов дает представление о финансовом рычаге - финансировании за счет заемных средств:

ROE = NP : Eavrg, (7.11)

где ROE - рентабельность собственного капитала;

NP - чистая прибыль;

Eavrg - среднегодовая величина собственного капитала.

Оборачиваемость дебиторской задолженности (accounts receivable turnover) характеризует эффективность управления активами. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности отражает эффективность управления такой задолженностью, показывает, сколько раз дебиторская задолженность превращается в деньги, и рассчитывается как частное отделения выручки от продаж на среднегодовую величину дебиторской задолженности покупателей:

ART = S : ARavrg, (7.12)

где ART - оборачиваемость дебиторской задолженности;

ARavrg - среднегодовая величина дебиторской задолженности покупателей.

Период получения дебиторской задолженности (average collection period) является показателем, обратным показателю оборачиваемости дебиторской задолженности. Он отражает среднее количество дней, которое необходимо покупателям для оплаты их задолженности:

ACP = 365 : ART, (7.13)

где ACP - период получения дебиторской задолженности;

365 - количество дней в году;

ART - оборачиваемость дебиторской задолженности.

Оборачиваемость запасов (inventory turnover) показывает, сколько раз запасы ликвидируются в течение года. В отличие от других показателей оборачиваемости в числителе показателя оборачиваемости запасов берется не величина выручки, а себестоимость реализованных товаров (продукции):

IT = CGS : Iavrg, (7.14)

где IT - оборачиваемость запасов;

CGS - себестоимость реализованных товаров (продукции);

Iavrg - среднегодовая величина запасов.

Период нахождения в запасах (days-in-inventory) является обратным показателем оборачиваемости запасов. Он характеризует среднее количество дней хранения запасов, т.е. средний период "связывания" денежных средств в запасах:

DII = 365 : IT, (7.15)

где DII - период нахождения в запасах;

365 - количество дней в году;

IT - оборачиваемость запасов.

      Смотрите также

      Оплата услуг операторов сотовой связи
      Включение в расходы кредитной организации затрат по оплате услуг операторов сотовой связи должно быть в обязательном порядке обосновано наличием следующих документов: - приказ на предоставление сот ...

      Учет залоговых прав на имущество, которое приобретаетсязалогодателем в будущем
      Законом РФ от 29.05.1992 N 2872-1 "О залоге" (п. 3 ст. 6) установлено, что договором или законом может быть предусмотрено распространение залога на вещи, которые могут быть приобретены з ...

      Определение событий после отчетной даты (СПОД)
      Порядок отражения кредитными организациями в учете событий после отчетной даты и формирования годового бухгалтерского отчета регламентируется Указанием Банка России от 17.12.2004 N 1530-У "О ...